Адрес: г. Екатеринбург, ул. Сыромолотова д. 25 офис 48 тел: +7 (922) 6000-249
СКАЧАТЬ ПРАЙС
Написать письмо
Древняя история рубленных домов

О Северо-западе России написано и сказано уже немало. Это и перспективный промышленный регион, и коллекция разнообразных природных ресурсов, и с экономической точки зрения не самая отсталая область. Однако мало кто знает, что северные районы нашей страны - это настоящий уникальный историко-культурный заповедник. Чего только не видели эти земли на своем веку! И каждый миг этого прошлого запечатлен в уникальной и весьма своеобразной летописи, не каждому известной, не всем понятной - в старинном деревянном зодчестве, в причудливых храмах, избах, рубленных домах, деревянных банях. Давайте сегодня немного полистаем эту летопись.

Самая древняя история деревянного зодчества Северо-Запада уходит корнями к верхнему палеолиту и раннему мезолиту - 7-6 тысяч лет до нашей эры. Как показали недавние археологические раскопки в Лодейнопольском районе Ленинградской области, на реках Оять, Свирь, вокруг подпорожских озер и болот, уже в те времена в этих местах жили многочисленные первобытные племена, еще не знавшие железа и меди, но возводившие первые примитивные деревянные постройки-полуземлянки.

Вашему покорному слуге довелось участвовать в нескольких экспедициях подобного рода, и представьте себе ощущения, когда на глубине около 70 сантиметров, среди извилистых корней соснового леса, из-под лопаты выходят на свет хрупкие остатки столбов и настилов рубленных домов, очертания жилых ям и очагов из небольших необработанных камней. Честное слово, невозможно поверить, что всему этому уже почти десять тысяч лет и все эти рубленные дома дожили до наших дней.

Дальнейшая история, совершенствуя орудия производства и развивая и усложняя системы мифологических воззрений северных народов на природу и жизнь, не отступилась от дерева как основного строительного материала - дерева. Наоборот, дерево приобрело множество религиозно-культовых значений, к нему относились как к живому существу, дающему тепло, кров и богатство. Не случайно ведь Русь языческая возводила самых богатых и величественных своих Перунов и Дажьдбогов именно из дерева, а не из камня или иного материала.

Дерево считалось символом красоты, величия и жизненных сил. Дерево было кормильцем, помощником и другом в долгие северные зимы. Оттуда же, как мне кажется, взялась странная, на первый взгляд, привычка древних русских зодчих мерять красоту деревянной храмовой постройки ее высотой. Но ведь, по сути дела, храм - такая же культовая единица православного мировоззрения, как идол - языческого, да простят меня верующие за подобное сравнение. А как сделать идол краше и богаче? Прежде всего, сделать его как можно более высоким и грандиозным, ошеломляющим и подавляющим ничтожное человеческое существо уже одним только своим внешним видом.

Вот отсюда-то и начинается история древнерусского рубленного дома, родившегося и достигшего наибольшего расцвета не где-нибудь, а именно на лесистом и неласковом Севере нашей страны. На Севере, который дольше всех областей сопротивлялся христианству и где наиболее ощутима эта уникальная национальная смесь местных древних верований и пришлого христианства, на Севере, который в сравнительно недавнем прошлом наиболее ревностно хранил свои уже христианские традиции от посягательств официальной церкви (вспомните патриарха Никона и раскольническо-староверческое движение).

К середине 19 века рубленные храмы стали уже не просто культовыми религиозными постройками, в них плотницкие артели вкладывали все свое стремление к освобождению от тягот крепостной жизни, бытовых трудностей и несовершенства человеческих отношений. Неудивительно, что Преображенская церковь на Кижском погосте стала поистине символом русской национальной культуры.

Вы, должно быть, спросите - и где же оно сейчас, это самое деревянное зодчество? Вот, просто навскидку: Парголово, Вартемяги, Красный Бор, Саунино, Согинцы, Алеховщина, Заозерье, Тихвин, Вологда, Юксовичи, Кондукши, Лодейное Поле, Кижи, Гимрека, Кириллов, Щелейки, Великий Новгород, Бокситогорск. Почти половина списка - Ленинградская область.

Нет, далеко не в каждом из этих и многих других мест есть необыкновенной красоты церкви. Далеко не в каждой глухой деревеньке есть вообще сколь-нибудь значимые с архитектурной точки зрения постройки. Однако, проезжая даже через то же Парголово, вглядитесь повнимательнее в ряды обезличенных рубленных цветной тесовой обшивкой домов: нет-нет, да мелькнет на каком-нибудь фасаде резная доска на торце ската кровли - причелина. Она явно чужда современному облику дома, не вписывается в дух городского минимализма, свойственный тесовой обшивке. Это хозяин, когда-то перестраивая доставшийся ему от прадеда мощный рубленный дом, пожалел, не выбросил бесполезную, казалось бы, на шиферной крыше доску…

И рубленный дом сразу меняет очертания: сквозь доски проглядывают могучие, побуревшие от времени венцы, замшелый шифер трескается и расползается под свободолюбивым размахом широкой тесовой кровли, окна расцветают наличниками с любимым народным символом - круглым широким солнышком.

Или вглядитесь в пропорции старинной полуразрушенной рубленной церквушки в какой-нибудь покинутой Богом и людьми деревеньке в дремучих обонежских лесах: если трапезная - часть церкви сразу за входом - велика по своим размерам и объемом превосходит даже собственно церковное помещение, значит, эта деревня некогда была крупным административным центром, здесь решались мирские дела, проходили большие собрания. Вот она, летопись, вот она, та самая история, которую рассказывает дерево.

Сергей Загацкий

C этой статьёй часто читают:

© ООО РегионСтройЛес - рубленные дома, деревянные бани г. Екатеринбург. Все права защищены.
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.
   teamprofy.ru